?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Оказывается, уже полтора десятка лет 18 декабря именуются "днем мигранта", так пожелали на ГенАссамблее ООН. Но как-то защиты по отношению к себе не увидела, аналогично никто ж не помог хоть одним советом К чему готовиться, переезжая заграницу? Больше 4-х лет вам рассказываю с долей хвастовства, как прекрасна Черногория, показываю потрясающие пейзажи, зеленые даже зимой. А вот о минусах речи практически не шло, мне кажется пора подготовить будущих мигрантов к тому, что их ожидает :)) Кто недавно подписался на блог, рекомендую узнать о "плюсах" жизни в Черногории и почему я выбрала Будву.

Конечно, приятно менять серую действительность на красивый антураж, теплый климат и море, безопасность на улицах и хорошую экологию. Мы все равно перевозим заграницу свои комплексы, привычки, стереотипы. Ожидания от новой страны порой у людей разбиваются о камень вдребезги. Если это не просто летний отдых, а купленная квартира в Черногории служит не просто дачей, а местом многолетнего проживания, то масса проблем ждет вас, которые никак не скрасит море, тепло и мандарины...

Это суды, встречи с полицией, попадание в тюрьму, смерти, страшные болезни, несчастные случаи и т.д. Природный процесс как беременность и роды вас тоже поставят в тупик, ведь гинекологи не говорят по-русски. А как хоронить близких людей в Черногории вы в курсе? Понятно, что можно спросить у соседа, но надо заранее морально быть готовым к подобным вещам, в какую б развитую или красивую страну вы не переезжали... Но если говорить конкретно о самой Черногории, то тут есть неожиданные "минусы", присущие только ей. Им и посвящу рассказ, основанный на моем опыте и наблюдениях. Если вы не согласны с чем-то, значит у вас другой опыт или он ничтожно мал :))

IMG_4475.JPG

1. Невозможность ассимиляции с черногорцами

Мне кажется, что мы ментально ближе с немцами и американцами, нежели с черногорцами. И все эти слова про братьев-славян и общую веру имеют смысл и вес лишь при распитии бутылки вина за одним столом. А в быту, при совместной работе, в личной жизни как-то все общее, славянское забывается, ты замечаешь пропасть между народами! Черногорцев скорее сравню с чеченцами и грузинами, нежели с европейцами. Еду чужую не то что не едят, а боться попробовать, другие нации ненавидят или относятся с пренебрежением, живут в странных стереотипах и с мыслью, что русские им должны (денег / поставлять туристов в нужном количеств / секс без обязательств / покупать у них дома без разрешений на строительство и т.д). Но если с ними не пересекаться, то можно и не ощутить всего этого.

KARIKATURA-RUSKINJE-SE-RAZVODE-OD-RUSA-.jpg

Самый большой минус для меня в черногорцах - отсутствие интеллекта и кругозора (либо слабого), плохое образование, недальновидность, патологическая лень и недовольство всем вокруг (обязанностями, правительством, маленькой зарплатой - все исходит от лени). А еще  - отсутствие в жизни стремлений и далеких целей. Ощущение, что круг интересов заключается в трех вещах: посплетничать в кафе / с кем-то переспать / телик посмотреть Но есть и приятные исключения, чаще живут не на побережье или давно эмигрировали :) Я всегда ставлю в пример таких черногорская и черногорцев, к сожалению, их меньшинство.

2. Низкое качество образования и в школах, и в ВУЗах

Конечно, ваш ребенок не будет неучем здесь. Он будет умножать, читать, говорить по-английски и по-сербски. Но в школах и ВУЗах пост-советского пространства все намного серьезнее, требовательнее. Недавно знакомый рассказывал о своих детях в будванской школе, оказывается там еще очень важна статусность (даже в детстве тут умом и достижениями не меряются). Многие родители дают детям по 100 евро в день на карманные расходы (правда лишь на море есть состоятельные черногорцы), а если у вашего ребенка подобной финансовой свободы не будет, то и в компанию вливаться будет тяжело. Плюс не забывайте о новом языке и потере друзей у вашего ребенка - это огромный стресс.

школа 2.jpg

Если сравнивать подходы к обучению, тут все двояко. А надо ли ребенка перегружать? А надо ли давать домашнее задание в первом классе, как у нас? А надо ли заставлять его ходить 10 лет в скучной школьной форме, забывая об индивидуальности и удобстве? У меня нет детей, чтобы сейчас разглагольствовать на тему "Где лучше?", я выражаю лишь общее мнение моих знакомых - образование тут слабее, и в Западной Европе его не признают. Но не забывайте, что детей можно обучать онлайн, самостоятельно или в с репетиторами, в русских и международных школах здесь. Выход есть всегда.

3. Неквалифицированные медики

Для эмигрантов самыми важными пунктами являются - медицина и образование, я это чувствую даже по вопросам туристов. И с обеими пунктами в Черногории есть проблемы. Конечно, вас вылечат от простуды, наложат гипс и даже примут роды. Но болеть тут серьезными заболеваниями и верить диагнозам черногорских врачей я бы  не стала (недавний личный опыт и еще один опыт с ЛОРом.)

Pills, tablets and drugs heap in doctor hand, closeup view

Выход тоже есть - пройтись по нескольким клиникам / врачам, чтобы услышать разные мнения, обратиться к немногочисленным русскоязычным врачам, либо же поехать в Белград, Москву, Киев... Мне даже со стоматологами здесь приходится туго. Кто-то не готов браться за эстетический вид передних зубов, многие хотят вырвать проблемные зубы, нежели их вылечить, а операции вообще мало где делают. Приходится с опухшими щеками и слезами бегать по городу в поиске адекватных стоматологов, либо опять же лететь домой и лечить одним махом там. Я нашла практически во всех сферах русских специалистов в ЧГ, им доверяю больше.

4. Нестабильная законодательная база

Я пару лет назад уже писала, что Ад для мигранта - это нестабильное законодательство. Первым делом, переселенцам важна не экономика, экология или температура моря, а каким образом законно ему тут жить, работать, получать медобслуживание, претендовать на пенсию и т.д. Черногория, наверное, как и ее соседки на Балканах, очень непостоянна в плане законов. Для мигрантов они ежегодно ужесточаются, попробуй уследи, какие бумаги собирать на очередное ВНЖ (боравок). В 2015 году произошло хоть что-то приятное для нас - возможность получения ВНЖ по недвижке, причем без ценового порога. Но опять же есть подводные камни, к примеру, тут единицам дают ПМЖ, и практически никому - гражданство. С иллюзиями ехать в Черногорию не стоит...

законы.jpg

5. Отсутствие работы по вашей специальности

Черногория - совсем небогатая страна и не может предложить работы иностранцам, разве что - "черную" работу, но ее тут выполняют сербы, боснийцы и македонцы (строители, официанты, уборщицы и т.д.) Если вы были на Родине офигенным ресторатором, авто-механиком, художником или юристом, то это не значит, что вам найдется здесь место под солнцем. Самая большая ошибка мигрантов - занять нишу, которая на первый взгляд имеет мало конкурентов или наоборот - самая популярная.

Приведу пример - нет в Будве грузинского ресторана или кафе для вегетарианцев, это не значит, что он тут очень нужен, к вам ходить будут единицы, и то туристы летом. Другой пример - все зарабатывают на рента-карах или маникюрах, и вы захотите. Мой искренний совет - потратьте год или два на то, чтобы доказать этой стране, что вы тут лучший в профессии или самый честный в услугах. Только заработав положительную репутацию в маленькой Черногории, сможете сделать успешный бизнес. Туризм, сфера услуг и недвижка - это все, на чем тут можно заработать, и то хватит лишь на обычную жизнь, разбогатеть навряд ли получится. Где берут деньги сегодняшние мигранты? Половина именно там и работает, еще часть  -фрилансят на Россию / Америку, а кто-то прожигает деньги богатого мужа :))

работа.jpg

Когда придет понимание, что ваша профессия не нужна в Черногории, а другим заниматься не желаете, наступит затяжная депрессия. Если вы переехали семьей - будет разлад, а через год-два метания по фирмам недвижимости и турагентствам - мат в сторону Черногории и билет домой в один конец. Кстати, из-за того, что семья мигрантов лишается комфортной среды, постоянной и любимой работы, у русских часто случаются разводы (читайте здесь).

У крутых бизнесменов, будущих переселенцев, я часто вижу желание разбогатеть на райской Черногории. С первого дня они строят  бизнес-планы, сколько миллионов инвестируют, а сколько заработают, а я лишь кручу у виска. Это страна мафиозная, бюрократическая, с коррумпированной властью и сватовством. А значит, вы для них пешка на шахматной доске, которую надо обмануть и ограбить / посадить в тюрьму / депортировать. Хотите комфортной жизни в Черногории? Играйте по-серому, живите как мышка, чтоб о вас мало знали черногорцы. Не затевайте тут крупного бизнеса, не пытайтесь влезть туда, где давно есть черногорская схема "кум-брат-сват".

6. Экономическая отсталость по сравнению с Западной Европой

Турист впервые приезжая в Черногорию, ошибочно называет ее Европой. География и ментальность - это не одно и тоже. Черногория - это не Европа, это БАЛКАНЫ! Со всеми вытекающими последствиями: хаос вместо правопорядка,  мусор вместо чистеньких улиц, отсутствие границ между странами (они есть, но для галочки, переплыть через реку или объехать по проселочной дороге - раз плюнуть!). Поэтому и штамп вам могут забыть поставить или потребовать за него деньги, зная что за ними ездят русские мигранты-туристы.

Балканы.jpg

На днях моя подруга ждала в полиции инспектора полчаса, пока он по телику досмотрит футбольнй матч! Где такое видано в Европе? Официант не знает, как правильно обслужить, парикмахер не умеет покрасить в блондинку, чтоб не сжечь волосы, врач не может поставить правильный диагноз, выписывая по привычке антибиотик... У многих рабочий день заканчивается в обед!

В Черногории средняя зарплата меньше 500 евро, а потребительская корзина куда больше. Они сами поражаются, как умудряются выживать при их ценах, штрафах, налогах, желаниях ежедневно вести праздный образ жизни. Черногория - давно не Югославия, а лишь осколки от нее. Тито - редкий экземпляр, который смог балканский народ приблизить к цивилизованному миру. Только Тито не стало - вернулись на арену персонажи из фильмов Кустурицы со всеми вытекающими дикими законами бизнеса и жизни. Балканы с их особым менталитетом - это совсем не Западная Европа. Но, поняв схему выживания, тут можно прекрасно себя чувствовать и забыть о правильной Европе с ее визами и строгими законами.

7. Климатические крайности и природные катастрофы

Моя любимая тема :)) О землетрясениях читайте тут, о затяжных ливнях и депрессии от них - тут.
Стоит помнить, что тут 2 климатические зоны. Летом на морском побережье невыносимо жарко, а на севере в горах свежо и приятно. Зимой у моря тепло и солнечно, на севере - пронизывающий холод и снег. Но есть один нюанс - периодические ураганы со стороны гор и моря, о существовании которых вы не знали даже. А также африканский песок с Сахары, адские осадки, что из дома собаку не выгонишь. Из природных катаклизмов могу назвать лишь землетрясения, они часто мелкие и незаметные, но раз в столетие трясет конкретно! И вся эта гадость выпадает на зиму или более холодные месяца. Поэтому турист видит летом - солнечный рай, а эмигрант - трэш :)) Учесть еще отсутствие центрального отопления, плохое качество стройки и плесень на стенах от влажности, то вообще весело. Конечно, бывают приятные исключения, к примеру этот ноябрь и декабрь - невероятно теплые и солнечные, а что это значит? Февраль или март отыграются :))



8. Новый язык

Смешно слышать фразы "Ой, да я тут месяц, а прекрасно нахожу общий язык с черногорцами". О погоде, о матушке-России или Путине я тоже могу поговорить на похожем славянском языке, много ума не надо. А решать проблемы в инстанциях, ругаться с ремонтной бригадой, объяснять мяснику, что нужна свиная вырезка, пытаться арендовать квартиру самостоятельно без знания сербского и английского пойдите попробуйте!

язык.jpg

Для более-менее понимания и слабой разговорной речи мне потребовалось 3 месяца. Без уроков у преподавателя ваш язык продвигаться будет медленнее, но это возможно... за пару лет. Я лишь через 2 года смогла свободно разговаривать без стеснения, что делаю где-то ошибки, а через 3 года начала читать и смотреть фильмы на чужом языке без желания найти их на родном русском. Поэтому не смешите о легком понимании другого славянского языка, вести интеллектуальные беседы сразу не получится. Это лишь миф, выгодный риэлторам, пытающимся впихнуть побыстрее жилье под восторженные рассказы о братьях-славянах.

9. Отсутствие привычных продуктов/товаров и однообразие в пище

Квас, икра, сгущенка, гречка, селедка и скумбрия, зефир, шоколадные конфеты на развес, хороший чай, черные семечки, приправы. Этим списком воспользуйтесь перед отлетом, чтобы ваши родные летели на отдых с полными чемоданами подарков. Конечно, русские предприниматели в последние годы стали активно завозить эти товары, но цена для вас покажется дикой, ассортимент скудным и быстро заканчивающимся. Через пару недель, насытившись чевапчичами или устрицами, вы начнете тосковать по хрусту малосольных огурцов, окрошке на квасе и хорошему творогу. Если говорить о выборе товаров и иинтернет-магазинах, то в Черногории с ними беда... Малое число населения = низкая конкуренция = высокие цены на завозимые товары. Не удивляйтесь потом, что нет в продаже элементарных вещей, связанных с вашим хобби, или тут дорогие автозапчасти и мобильные телефоны.

Постоянно питаться однообразной картошкой, мясом и чорбой невыносимо. Рыбу и морепродукты они сами не очень любят, ловят мало, цена завышена, поэтому у мигрантов два выхода - употреблять их редко или идти за удочкой. Готовят практически все на гриле или варят, специй почти не используют, поэтому еда рано или поздно покажется тяжелой и пресной. Она неплохая... но до итальянской, японской, французской не дотягивает :)) Вам снова придется признаться в любви к борщу, оливье и торту Наполеон.

IMG_9527.JPG

Я уже устала излагать свои мысли. Этих пунктов могло быть больше, чем 9, возможно дополню позже. Мне совсем не хочется кого-то переубеждать от переезда в Черногорию, я лишь описала "минусы", а о "плюсах" вы и сами догадываетесь. И прошу черногорцев не обижаться на мой взгляд, я имею право писать в личном блоге свое субъективное мнение, как и вы рассказывать за чашкой кофе о Москве или рускинях  кому угодно...

И приглашаю почитать другой взгляд, очень интересные заметки от Карины Савариной - "30 фактов о черногорцах и стране Черных гор".


Подписывайтесь на меня и следите за новыми фото, видео и постами в ЖЖ:
facebook.png   vkontakte.png   Instagram_Icon_Large.png   youtube.png
И делитесь статьей со своими друзьями, нажав кнопочку

Featured Posts from This Journal

promo sasha0404 july 3, 2014 20:09 14
Buy for 50 tokens
Показывать Черногорию мне в кайф, изучать страну и ее историю - мое хобби. Экскурсии провожу в любое время года, свободные даты спрашивайте заранее. Я вожу маленькие группы от 1 до 6 человек. В письме пишите даты отпуска, когда и куда примерно желаете поехать, сколько вас человек, сами за рулем или…

Comments

( 107 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
sasha0404
Dec. 20th, 2015 10:45 am (UTC)
какое у вас точное дополнение!
о самих черногорцах и ассимиляции с ними я буду писать отдельную большую статью :))
(no subject) - alinica - Dec. 20th, 2015 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Dec. 20th, 2015 01:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sasha0404 - Dec. 20th, 2015 02:12 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - sasha0404 - Dec. 20th, 2015 03:59 pm (UTC) - Expand
av_klement
Dec. 20th, 2015 09:38 am (UTC)
переезжайте к нам - в Болгарию...:)) здесь лучше...!
sasha0404
Dec. 20th, 2015 10:46 am (UTC)
Страны ЕС и Шенгена изначально затребуют у меня визу, потом мужа, работу и т.д.
Я в такие честные игры не играю :))
(no subject) - av_klement - Dec. 20th, 2015 11:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - sasha0404 - Dec. 20th, 2015 12:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av_klement - Dec. 20th, 2015 12:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sasha0404 - Dec. 20th, 2015 12:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av_klement - Dec. 20th, 2015 01:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - graysun - Dec. 20th, 2015 08:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oleg_sentia - Jan. 14th, 2016 09:01 pm (UTC) - Expand
novotor
Dec. 20th, 2015 09:56 am (UTC)
Албания во многом похожа, но в каждом из указанных аспектов (особенно по части еды) выглядит получше. А главное - албанцы не братушки-славяне, поэтому вредных иллюзий не возникает.
sasha0404
Dec. 20th, 2015 10:49 am (UTC)
мне недавно Вера предложила найти мужа-албанца, я задумалась, а наступать ли на те же грабли... и задалась вопросом - а насколько схожи албанцы и черногорцы
(no subject) - novotor - Dec. 20th, 2015 01:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sasha0404 - Dec. 20th, 2015 02:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yairish - Dec. 20th, 2015 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sasha0404 - Dec. 20th, 2015 05:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - graysun - Dec. 20th, 2015 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oleg_sentia - Jan. 14th, 2016 09:03 pm (UTC) - Expand
ottonturk_g
Dec. 20th, 2015 10:10 am (UTC)
Ну теперь понятно почему сербы не живут однйо странйо с Черногорией, хотя сын Милошевича там живет....
Навернео при Югославии эта разница не была столь сильной но когда уничтожили государство, ррассорили наро, это стало катастройфой. Знаю одного прекрасного бразованнейшего серба: вот их уважаю.
sasha0404
Dec. 20th, 2015 10:50 am (UTC)
к сербам и хорватам у меня другое отношение
(no subject) - novotor - Dec. 20th, 2015 01:24 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Dec. 20th, 2015 10:32 am (UTC)
Сашенька, мой любимый обозреватель и блогер.
Честность искреность ее расказов почеркивает бесценный опыт проведеный в стране. Я согласен с ее заметками ну и конечно хотел бы подчеркнуть: Черногория страна для отдыха, не для бизнеса. Хотя опять же и тут его можно вести - вопрос только что вы от него хотите, прибыль или известность.

От себя хочу добавить:
1. Язык учить надо с самого первого дня, а лучше заранее перед эмиграцией в своей стране.

2. Хотите более или менее цивилизации:
Это Подгорица, столица, или сразу Белград - Сербия.

3. Импортировать в страну ничего не надо - так как тут и там все есть, а если нет то это никому не надо.

4. Перед тем как что-то начать проведите анализ, время анализа ровно год.

5. Больше всего зарабатывают владельцв помещений которые сдают из в аренду, но опять же зарабатывают потому что сдают их в черную.

olegdo
Dec. 20th, 2015 10:41 am (UTC)
забрал. очень хорошо расписано, молодец Саша.
sasha0404
Dec. 20th, 2015 10:43 am (UTC)
2 ночи фантазировала :))
go_yugoslavia
Dec. 20th, 2015 02:21 pm (UTC)
Психологический портрет "балканского раздолбайства" описан точно :)
Лично для себя я сделал такие выводы о жителях экс-Югославии:
Есть "южно-раздолбайско-курортный тип", сильно развит на побережье Черногории, есть "крестьянско-общинный тип", большинство "работяг" в сельском хозяйстве, сфере услуг подальше от многолюдных морских курортов.
Есть "австро-немецко-образованный тип", чаще всего встречается в Белграде, но и там таких людей "исполнительного обязательного западного типа" очень мало.
Впрочем, на полноту исследований не претендую. всего лишь личные наблюдения :)
yairish
Dec. 20th, 2015 05:29 pm (UTC)
Многое из того, о чем мы говорим долгими декабрьскими вечерами с мужем под треск дров в буржуйке и бокал хорошего вранца, высказано чрезвычайно точно и метко! Спасибо за статью!

От себя хочу добавить, что многим русскоязычным (русским, украинцам, белорусам, казахам и т.д. ) все-таки удается ассимилировать (здесь это называется гордым словосочетанием "словить полако"). Но я бы такого "полака" в организм своих детей не пожелала...
sasha0404
Dec. 20th, 2015 05:35 pm (UTC)
с привычным нам ритмом жизни и стремлениями их стиль жизни удивляет...
я лишь научилась в Черногории не париться по пустякам, пить кофе у моря и спать зимой сколько влезет, т.к. нет много работы.
Но во всем остальном - я прежняя :)
(no subject) - yairish - Dec. 20th, 2015 05:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sasha0404 - Dec. 20th, 2015 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yairish - Dec. 20th, 2015 06:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sasha0404 - Apr. 9th, 2016 09:12 pm (UTC) - Expand
dne80
Dec. 20th, 2015 05:44 pm (UTC)
Очень информативно, но все же, немного пессимистично. Очень хорошее пособие для тех, кто едет с "розовыми очками". Но, в любом случае, если человек решил эмигрировать, он должен быть морально и материально готовым ко всем, описанным здесь "нюансам". Особо понравилось "депрессия от затяжного ливня и желание маринованных огурчиков после нескольких недель устриц". Сразу чувствуется женский почерк))).
Лично я считаю, что для периодического приезда на лето в Черногорию комфортнее всего будет небольшая квартирка или домик в городе. Но, для постоянного проживания лучше частный загородный домик с земельным участком и садом.
Большое спасибо за пост, очень много полезной информации по существу)
sasha0404
Dec. 20th, 2015 05:47 pm (UTC)
загородный домик с участком - это прекрасно! Будет чем себя занять из-за отсутствия всяких развлекательных ТЦ, кнотеатров и т.п.
Но отсутствие центр. отопления и сырость от моря сделают жизнь в домике малоприятной. Постоянно будете колоть дрова или платить большие деньги за электричество :)
(no subject) - dne80 - Dec. 20th, 2015 07:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sasha0404 - Dec. 20th, 2015 07:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dne80 - Dec. 20th, 2015 07:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Dec. 21st, 2015 11:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koluchka - Dec. 20th, 2015 06:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sasha0404 - Dec. 20th, 2015 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koluchka - Dec. 20th, 2015 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yairish - Dec. 20th, 2015 06:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koluchka - Dec. 20th, 2015 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yairish - Dec. 20th, 2015 07:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koluchka - Dec. 21st, 2015 06:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - yairish - Dec. 21st, 2015 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koluchka - Dec. 21st, 2015 08:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yairish - Dec. 21st, 2015 08:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koluchka - Dec. 21st, 2015 08:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yairish - Dec. 21st, 2015 08:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dne80 - Dec. 20th, 2015 07:17 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Dec. 20th, 2015 06:04 pm (UTC)
Полностью согласен со всем, но думаю, это лишь "вершина айсберга", а основная суть ментальности черногорцев лично для меня вообще полная безнадёга) Прожили в этой стране почти 2 года, сбежав в Словению. Так это просто небо и земля)
sasha0404
Dec. 20th, 2015 06:05 pm (UTC)
предложите мне словенского мужа, я тоже сбегу :)
dimruss - (Anonymous) - Dec. 20th, 2015 06:08 pm (UTC) - Expand
Re: dimruss - sasha0404 - Dec. 20th, 2015 06:11 pm (UTC) - Expand
soonts
Dec. 20th, 2015 06:40 pm (UTC)
1 — у меня в России тоже похоже была невозможность ассимиляции, хотя я там родился и вырос, т.е. ничего не потерял.
2 — это смотря с чем сравнивать. Россияне же сюда не из западной Европы сюда приезжают, и даже не из СССР. Например, мои друзья сюда переехали из ближнего Подмосковья, в основном именно ради того, чтобы их дочь не шла в российскую школу, а шла в черногорскую.
6 — возможно после Украины тут хаос и мусор. Мне после РФ кажется, что тут торжество закона и порядка, и очень чисто.
9 — с кухней и продуктами тут всё почти идеально, я считаю. Весь год свежие овощи и фрукты, рыбы полно в специализированных магазинах (Cogimar, Montefish) и свежей и замороженной. Лично мне немного не хватает только разных продуктов из ЮВА.

С остальным скорее согласен, да.
roman0912
Dec. 20th, 2015 07:27 pm (UTC)
Саша,спасибо-очень важная и точно отображающая действительность статья! На самом деле, в моем случае, некоторое описанное Вами явилось основанием для того чтобы покинуть это красивейшее место. Можно было бы смириться с кое-какими вещами, но когда дело касается здоровья и спокойствия близких... Безнадега!!! Пожалуй, если отобразить одним словом. И тут уж не до птичек и безусловно красоты неописуемой.
(Anonymous)
Dec. 20th, 2015 07:51 pm (UTC)
Откуда вам вообще право комментировать образование в стране, в которой вы НИКОГДА НЕ УЧИЛИСЬ!? Если хотите писать про СВОЙ опыт, тогда так и пишите, а не про то что '' мне знакомый сказал'' . Я закончил школу в Черногории, а университет в Росии и мочу точно сказать что все что вы писали про это полная чушь! (Причем я не говорю что российское образование плохое, наоборот, а просто комментирую ченрогорское).
Что касается черногорцев, такое впечатление что вы общались либо с необразованными людьми, либо Вы просто недружелюбный человек.
yairish
Dec. 20th, 2015 07:55 pm (UTC)
Откройте лицо и покажите ваши проф достижения! Саша ведь пишет совершенно не анонимно, и логично комментировать так же.
(no subject) - sasha0404 - Dec. 20th, 2015 08:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Dec. 20th, 2015 09:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sasha0404 - Dec. 21st, 2015 12:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Dec. 20th, 2015 09:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oleg_sentia - Jan. 14th, 2016 09:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Dec. 20th, 2015 09:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yairish - Dec. 21st, 2015 08:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sasha0404 - Dec. 20th, 2015 08:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Dec. 20th, 2015 09:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sasha0404 - Dec. 21st, 2015 12:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Dec. 22nd, 2015 08:22 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Dec. 21st, 2015 10:28 am (UTC)
Вас в эту страну никто не приглашал, и никто здесь не держит! То, что вы притягиваете таких людей -это ваша проблема. В Черногории не все радужно, но везде свои недостатки. К счастью, я здесь общаюсь совсем с другими людьми. Поезжайте в Германию или США, если вам там лучше, поверьте, без таких, как вы лучше будет здесь. А язык учить надо! И экскурсии водить в стране, которую ты не любишь - по крайней мере, некрасиво. Желаю вам никогда больше не получить здесь боравок!
yairish
Dec. 21st, 2015 08:02 pm (UTC)
а у вас все в жизни или белое, или черное? :)
puerrtto
Dec. 21st, 2015 03:06 pm (UTC)
Прекрасная статья, которую должен читать каждый, кто в принципе собирается ехать в страну, в которой не будет работать. Да, потому что ни в Грузии, ни в Черногории, ни в Египте, ни в Таиланде - работы не будет. Эмигрантские шарашки-однодневки от недвижимости и кафе-пельмени не в счет.
Всегда и всем говорю, что если вы не уверены в том, что всегда будете иметь пассивный доход из-за границы, но мечтаете об эмиграции, то вам в Канаду и Австралию. Там моно работать и иметь более, чем достойную зарплату.
3000top
Dec. 21st, 2015 03:23 pm (UTC)
3000-ТОП
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.
renaxa
Dec. 21st, 2015 04:02 pm (UTC)
Как странно, что основные негативные отзывы анонимны. Ну да не суди и не судим будешь.
Если поездить по глубинке России, то ситуация не много отличается, а сравнивать Москву, Питер, Киев и прочие мегаполисы даже с Подгорицей нельзя.
Если говорить про образование, то и в России, и даже в Москве, оно крайне разное. Детей отправляют в школу, которая зачастую даже не в их районе.
Лень - исконно русская черта. Можно вспомнить кучу пословиц и поговорок, но, как говорится, в Москве люди деньги лопатами гребут. Конечно не все. При этом есть и другие города, в которых зарплаты высокие. Что бы не ухудшалось, но все таки экономику России и Черногории не сравнить, а это оставляет отпечаток и на уровне жизни населения.
orientalbirdie
Dec. 21st, 2015 04:12 pm (UTC)
Я думаю, проблема как раз в том, что люди уезжают в поисках лучшей жизни, а получается, на новом месте сталкиваются с теми же проблемами или того хуже. Отсюда и разочарование
(no subject) - renaxa - Dec. 21st, 2015 04:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Vadim Efimov - Jan. 1st, 2016 12:21 am (UTC) - Expand
orientalbirdie
Dec. 21st, 2015 04:06 pm (UTC)
Ох, и я не удержалась :)
Постараюсь, чтобы мой коммент был как можно более объективен (учитывая, что автор топика - моя подруга :)), но всё равно без субъективности не обойдется.
Во-первых, хотела бы заметить, что описанные в топике минусы - скорее информация к размышлению для планирующих переехать, а не жалобы автора на то,как тут всё плохо.
Во-вторых, я думаю, основная проблема в том, что каждый человек по своему воспринимает понятие "минусы". Для кого-то отсутствие эрудиции и интеллекта вообще не проблема, как говорится, "лишь бы человек хороший". Или на уровень медицины не обращает внимания, т.к. здоров как бык, и вообще "лучший способ лечения простуды - стакан водки с пЭрцем". Так что для некоторых описаное Александрой и не минусы вовсе, а, скорее, нюансы, которые, согласитесь, есть в любой стране. А тем, для кого вопросы, например, медицинского обслуживания или получения гражданства принципиально важны, стоит задуматься, прежде чем переезжать "насовсем".
Теперь из субъективного: живу постоянно в ЧГ в течение 4х лет. Свое состояние здесь я бы описала как "мирное соседство", ибо особого желания ассимилировать нет (по многим причинам), но и со своим Уставом в чужой монастырь тоже не лезу. Из всего вышеописанного для меня минусом является, наверное, только недостаток интеллектуального общения с местным населением. При этом я вполне допускаю, что среди черногорцев есть образованные, разумные, высокоинтеллектуальные люди, но на фоне основной части населения их количество мизерное, да и встретить их гораздо сложнее, особенно, на Побережье. Думаю, большинство интеллектуальных и образованных черногорцев уехали в более продвинутые страны, где их потенциал востребован.
Однако это совсем не означает, что если остальные черногорцы не образованы и не слишком умны, то их нельзя считать достойными людьми. Мне часто встречались добрые, отзывчивые люди, с которыми приятно пообщаться. Но к общению с ними на близкой дистанции я,к сожалению, не готова, так как просто нет точек соприкосновения, общих интересов и разнообразия тем для бесед.
orientalbirdie
Dec. 21st, 2015 04:06 pm (UTC)
Что касается остальных "нюансов" Черногории - мои краткие комментарии:
- качество образования: со слов самих детей как минимум трех моих знакомых, переехавших в ЧГ, им здесь в школах скучно, причем, как в общеобразовательных, так и элитных типа британской школы в Тивате. Как выразился один из детей "им (преподавателям) все пофиг, они не хотят напрягаться".
Я глубоко этот вопрос не зондировала, просто было интересно мнение самих детей.
Ремарка: дети возраста от 11 до 16 лет. Возможно, для младшего школьного возраста особых проблем в местных школах нет.


- медицина: слабая. Не говоря уже о ветеринарии (для тех, у кого животные, актуально). Конечно, если говорить о бесплатной медицине в РФ, там тоже не всё гладко, но хотя бы есть больший выбор и возможности найти хороших специалистов. В ЧГ квалифицированных, особенно, узкоспециализированных специалистов даже за деньги не найти.

- нестабильная законодательная база: для планирующих ПМЖ и в перспективе гражданство действительно может стать проблемой. Но в свете того, что в наше время вообще всё везде нестабильно, этот пункт я бы особым минусом не считала.

- отсутствие работы по вашей специальности: это факт. Впрочем, логичный, ибо в стране с населением как один район Москвы, отсутствием промышленности и с/х на государственном уровне и высоким уровнем безработицы странно было бы рассчитывать на что-то большее.

- экономическая отсталость по сравнению с Западной Европой: соглашусь - Балканы это не Европа и не Азия, это уникальное образование со своими собственными традициями и менталитетом. Хотя не исключаю, что людям из российских провинций и стран СНГ здесь может быть полегче с адаптацией, чем более европезированным и требовательным к уровню сервиса москвичам и петербуржцам.

- климатические крайности и природные катастрофы: ну, крайностями я бы их не назвала, для меня это тоже нюанс, который просто нужно учитывать при переезде.

- новый язык: при наличии способности к языкам и, главное, серьезной мотивации язык выучить не сложно. В моем случае не было серьезной мотивации   но на бытовом уровне общаюсь, конечно.

- отсутствие привычных продуктов/товаров и однообразие в пище: черногорцы традиционны в еде, поэтому богатого разнообразия продуктов действительно нет. Но, с другой стороны, как сказал один мой знакомый "какой смысл ехать в другую страну и искать там русскую кухню, когда есть возможность попробовать что-то новое". Тем более, в последние полтора года проблем с наиболее популярными русскими продуктами типа гречки-чая-сгущенки нет, их можно приобрести как в сетевых супермаркетах, так и у частных поставщиков. Как говорится, кто ищет, тот всегда найдет.

Ну, вот как-то так :)
(no subject) - (Anonymous) - Dec. 21st, 2015 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sasha0404 - Dec. 21st, 2015 09:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - orientalbirdie - Dec. 21st, 2015 09:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Dec. 21st, 2015 11:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sasha0404 - Dec. 21st, 2015 11:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Dec. 21st, 2015 11:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - orientalbirdie - Dec. 21st, 2015 11:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Dec. 21st, 2015 11:54 pm (UTC) - Expand
Larisa Belikova
Dec. 23rd, 2015 04:34 pm (UTC)
"""На днях я обязательно напишу более подробно об ассимиляции с черногорцами, как с этими несовпадениями по многим пунктам жить, стоит ли выходить за них замуж, как с ними работать, дружить и т.д. Это тема большой диссертации :))""""

...дни идут..., Ваше по этому вопросу мнение было бы новогодним подарком для меня)))
ибо пристают - спасаюсь бегством))))
sasha0404
Dec. 23rd, 2015 05:20 pm (UTC)
более 500 перепостов в соцсети этой статьи привлекли разных людей, черногорцы негодуют и говорят, что я обманываю честный народ :)
я уже боюсь о них писать так подробно, вот думаю собрать много мнений у знакомых и подытожить

но вам совет - бегите подальше !

Edited at 2015-12-23 05:20 pm (UTC)
(no subject) - Larisa Belikova - Dec. 23rd, 2015 07:09 pm (UTC) - Expand
agassiev
Dec. 25th, 2015 09:08 am (UTC)
После прочтения даже туристом как то не хочется туда ехать :D
sasha0404
Dec. 25th, 2015 09:33 am (UTC)
какой вы впечатлительный :)
(Anonymous)
Dec. 25th, 2015 04:55 pm (UTC)
"...Мне кажется, что мы ментально ближе с немцами и американцами, ..."________ Девушка, когда Вам "кажется", следует перекреститься. Вам до немцев и американцев, с их ментальностью, "как раком до Парижу". Извините, за горькую (для Вас) правду.
"...Черногорцев скорее сравню с чеченцами и грузинами, ..."_________ Девушка, Вы очень поверхностны в своих оценках. Чеченцы - мусульмане с родоплеменным укладом жизни, очень своеобразный народ, абсолютно не похожий даже на своих кавказских соседей . Грузины - православные христиане, в массе неплохо образованны и хорошо воспитаны. Да, не работяги "до седьмого пота" , но и не "хронические" лентяи. Ментально грузины, схожи с южноевропейцами.
shascha_z21
Dec. 26th, 2015 11:22 pm (UTC)
Ох, отговорила)
Конечно я уверена, что ты уже писала об этом, но я новенькая... почему переехала?
(Anonymous)
Jan. 6th, 2016 12:04 pm (UTC)
столичный снобизм во всей красе.....
Вы за МКАДом давно бывали по России? Думаете, что в городах где-то в середине России с 25 000 населением шибко образованные люди живут, думают о душе и все прочее перечисленное? Чистенько, культурненько у нас в России да? Думаете что у нас в глубинке медицина на высшем уровне и можно совершенно спокойно найти специалиста высокого уровня? Мало того, что людям ехать нужно только в областной центр, дак еще и по полгода стоять в очереди...При этом диагнозы ошибочные, никто не за что не отвечает... Коррупции у нас в России нет, сватовства и кумоства? В местных самоуправлениях садят жен, тетушек и прочих племянников)))) Милиция практически не работает. Про мелкие дела бумажку составили и в стол положили... Про ГАИ вообще помолчу...Обмана в России мало? Или кидают своих же крайне редко? Как говорят "не смешите мои тапочки"...
За МКАДом жизнь есть!))) И не такая распрекрасная от которой вы пытаетесь народ предупредить....такая уж она многоликая наша Родина....
sasha0404
Jan. 6th, 2016 12:08 pm (UTC)
я никогда не жила в Моске и вообще не из России.
Но это тут не при чем.
Статья не о России, не о ее плюсах и минусах, она написана для будущих эмигрантов в ЧГ, чтобы не ехали в розовых очках и были готовы к некоторым моментам.
iliya_isd
Jan. 6th, 2016 07:13 pm (UTC)
Вставлю пять копеек по поводу менталитета. Мы живём в Аргентине, не знаю корректно ли сравнивать в данном контексте, но из описания создалось впечатление, что менталитеты довольно похожи (как и у всех южных народов есть что-то общее), а ещё что много из того, что мы воспринимаем здесь как плюс, Вы воспринимаете как минус в Черногории. Это конечно личное дело каждого как воспринимать, ни в коем случае не хочу переубеждать Вас или что-то такое, но просто хочется показать взгляд с другой стороны. А именно: только здесь у нас возникло совершенно чёткое понимание, что мы не умеем жить. Украина, Россия... Мы все живём, чтобы постоянно куда-то и зачем-то бежать, постоянно переживать о чём-то, грузиться, даже без особых причин. А жизнь незаметно проходит мимо, и вот в свои 25 ты чувствуешь себя на все 40. Это не черногорцы (аргентинцы, испанцы, итальянцы) ленивые, это наоборот мы дёрганные. Я знаю многих американцев, которые приезжают сюда просто чтобы быть подальше от той суеты, несмотря на все минусы.
А в Черногории мы были как-то, всего пару дней. Конечно подозрительные личности были, особенно на ж/д станции, и таксист чуть не кинул. Но при этом, например, когда мы напрочь заблудились в Баре (улицы не подписаны, GPS сломался), одна девочка позвонила в нашу гостиницу, узнала где это и бесплатно подвезла на машине. Вот и думай после этого, насколько мы для них "денежные мешки" (таксисты не в счёт). А по чаю с целой четвертинкой лимона мы до сих пор скучаем и сами так делаем. :)
sasha0404
Jan. 6th, 2016 09:34 pm (UTC)
Эта статья лишь про минусы, которые замечаю я и мои друзья. О плюсах же, которые и вы кстати перечислили, с ними соглашусь, я пишу постоянно 5 лет. Но люди решили, что мне тут дико не нравится и ничего хорошего нет
(no subject) - iliya_isd - Jan. 6th, 2016 09:57 pm (UTC) - Expand
altr
Apr. 9th, 2016 07:32 pm (UTC)
Очень интересная статья, на такую редко наткнёшься, где человек реально прочувствовал страну и пишет на собственном опыте. Даже неважно, негатив это или позитив. Читаю запоем.
sasha0404
Apr. 9th, 2016 09:14 pm (UTC)

мне статьи, написанные на эмоциях, удаются лучше, как и читаются людьми больше, чем о достопримечательностях или ресторанах :))
но не все мои друзья понимают, зачем я так душу наизнанку
( 107 comments — Leave a comment )

Частный гид по Балканам




фото и видео о Черногории онлайн

КАРТА МОИХ ПОЛЕТОВ






Яндекс.Метрика








Latest Month

January 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com