Previous Entry | Next Entry

Летом 1943 г армия Тито заняла небольшой боснийский город Яйце, выгнав фашистов. В ночь с 29 на 30 ноября в Яйце проходит вторая сессия АВНОЮ, и Тито совершает исторический шаг - приняты решения об основных принципах, на которых будет создана новая Югославия. Тито присвоено звание маршала.

- новая Югославия будет построена на федеративной основе и состоять из шести республик — Сербии, Хорватии, Словении, Македонии, Черногории и Боснии и Герцеговины, причем все они будут обладать равными правами;
- национальным меньшинствам гарантируются все права; все решения королевского правительства в эмиграции объявляются недействительными;
- королю Петру II запрещается возвращаться в Югославию до проведения референдума, на котором будет решен вопрос о государственном устройстве страны.

29 ноября стало Днем Югославии, почти в каждом городе Черногории я встречаю улицу "29 ноября". О великом празднике читайте в прошлой статье.

Босния и Герцеговина - путешествие апрель 2017

После Второй Мировой войны в Югославии стало традицией присваивать имя маршала городам, и в стране насчитывалось еще 8 таких городов: Титов Дрвар, Титов Велес, Титова Кореница, Титов Врбас, Титова Митровица, Титово Ужице, Титово Веленье и, наконец, столица Черногории Титоград. Острые на язык югославы предлагали приделать такую же приставку к названию исторического для титовской Югославии города Яйце. Но из-за нежелания маршала город на "Титовы Яйца" переименован не был :)

Это были выдержки из книги - Евгений Матонин "Иосип Броз Тито"

Именно великая история города с забавным названием, а также его живописные водопады и мельницы побудили меня съездить в Яйце. Кстати, в городе действует музей АВНОЮ, вы можете посмотреть фоточки на их сайте

Босния и Герцеговина - путешествие апрель 2017

Даже в наши годы, после войн и религиозных дрязг, народ собирается отпраздновать начало Титовской Югославии с флагами, танцами...

Потом мы вернулись к авто и поехали на 4 км за город, к водяным мельничкам, они стоят у Пливского озера. Мы немного пожалели, что погода - дрянь. Могли бы взять катамаран или лодку, посидеть на солнышке у воды в ресторанчике, там невероятно красивый парк с озером!

Ласково-уменьшительно их называют из-за размеров, внутри помещается всего 1-2 жернова. Перешеек между Большим и Малым Пливскими озерами создал природную плотину и водопадик

Босния и Герцеговина - путешествие апрель 2017

Они сделаны из дуба, стоят в 2 яруса, есть деревянные мостики и проходы. На одной из мельниц увидели объявление о продаже разнообразной муки с телефоном. Потом попробовали как жернова работают, убрав самостоятельно заслонку, и жернов закрутился из-за потока воды

Дальше мы направлялись в Травник, но неожиданно поехали по неправильному пути, выбрав не самую лучшую дорогу на карте... А потом и вовсе сбились. В итоге -увидели красивый каньон, выпили кофе с местным срыом и потеряли 1,5 ч. Лишь местные в магазине подсказали, что на Травник нужно ехать только через г. Доний Вакуф, другая дорога ужасная и лишь для джипов

Зато какую реку и космический храм увидели по пути :)) Так мы снова проехали через центр Яйце и уже смеялись над заколдованным городом.

Босния и Герцеговина - путешествие апрель 2017

И вот он Травник, въезжаем в старый город, где воздух пропитан ароматом угля и дров, которым топят в сырую погоду

Я решила внести его в наш маршрут из-за прочтенной книги "Травницкая хроника. Консульские времена" нобелевского лауреата Югославии по литературе - Иво Андрича. Дальше я буду цитировать его книгу, в которой он описывал события начала 19 века, когда Наполеон пытался захватить пол Европы. В этот боснийский город с турецким укладом и традициями приезжают два европейца - французский и австрийский консулы. Замечу, что в Травнике долгое время сидел визирь Османской империи вместо Сараево

оба были принуждены жить в этом восточном городке, лишенные общества и развлечений, без всяких, часто самых необходимых удобств, среди диких гор и грубого народа, преодолевать его недоверчивость, неаккуратность, бороться с болезнями и всевозможными невзгодами. Словом, жить в такой среде, которая человека Запада сначала опустошает, делает болезненно раздражительным, в тягость себе и окружающим

Босния и Герцеговина - путешествие апрель 2017

Мы припарковались у знаменитого ресторана "Лютвина кахва", чтоб испробовать чевапчичи. Я неоднократно слышала, что в Травнике они самые вкусные в стране. И о да!!! Я соглашусь, я такой вкусноты никогда не уплетала за обе щеки. В Черногории это просто неудачная пародия, я даже их тут не ем

В конце травницкого базара, ниже холодного, ключом бьющего родника Шумеча с незапамятных времен стоит маленькая Лутвина кофейня. Лутву, первого хозяина кофейни, и старики не помнят: лет сто уже лежит он на одном из разбросанных кладбищ. Но все ходят пить кофе к Лутве, знают и поминают его имя, в то время как имена стольких султанов, визирей и бегов давно забыты.

А как они подают Лютвину кафу! С сигареткой, фирменными спичками и рахат-лукумом. Стоит 75 евроцентов.
Просто кофе в джезве - 50 евроцентов

Босния и Герцеговина - путешествие апрель 2017

Выбор чевапей за вами! Отличаются по количеству, мы брали Малу порцию, где их 10. Подают в половинке горячей лепешки с луком. Стоит - 2,25 евро!!! В меню цены указаны в боснийских марках ( делите на 2 = евро). Еще взяли баночку йогурта полить их и салатик из свежих овощей, каждому по кофе. За 3 человек за обед мы заплатили 10 евро! Люблю Боснию!

Маленькое кафе тяжело разглядеть из-за зонтов, справа - мусульманское кладбище, где и оставили авто

Обстановка внутри простая, но восточная.

Босния и Герцеговина - путешествие апрель 2017

Напротив расположился ресторан "Плава вода" с крутящейся водяной мельницей, заросшей мхом

И неподалеку Медресе, где было множество женщин в платках

Город, в сущности, представляет собой узкое и глубокое ущелье, которое обстраивалось и обрабатывалось поколениями, укрепленный коридор, который люди избрали для постоянного жительства и веками приспосабливали себя к нему, а его к себе.

Босния и Герцеговина - путешествие апрель 2017

С двух сторон высятся крутые скалы, сходясь под острым углом в долине, где едва хватает места для узкой реки и дороги. Город напоминает полураскрытую книгу, на страницах которой нарисованы сады, улицы, дома, поля, кладбища и мечети.

Босния и Герцеговина - путешествие апрель 2017 Босния и Герцеговина - путешествие апрель 2017

Никто никогда не подсчитывал, скольких солнечных часов природа лишила город, но известно, что тут солнце встает позднее и заходит раньше, чем во всех других многочисленных боснийских городах и местечках. Этого и сами жители Травника не отрицают, зато уверяют, что, когда солнце светит, оно светит так, как нигде.

Босния и Герцеговина - путешествие апрель 2017

Повсюду кручи и овраги, пересеченные, переплетенные, соединенные или разъединенные тропами, оградами, тупиками, садами, калитками, кладбищами и храмами. Тут, у воды, таинственной, изменчивой и мощной стихии, рождаются и умирают поколения травничан.

Гордые и хитрые травничане мечтали о том, чтобы вообще ничего не происходило и они могли бы жить по возможности без перемен и неожиданностей. Что хорошего может случиться, когда императоры ссорятся, народы истекают кровью и страны объяты пламенем? Новый визирь? Он будет не лучше, а хуже прежнего: приедет с многочисленной, никому не известной изголодавшейся свитой, с бог знает какими требованиями («Лучше всех тот визирь, что дошел до Прибоя и вернулся в Стамбул и нога его так и не ступила в Боснию»).

Травник был резиденцией визирей Боснии, являвшейся турецкой провинцией, с 1699 до 1850 г. (с краткими перерывами). В 1850 г. резиденция боснийского визиря была перенесена в Сараево.

Босния и Герцеговина - путешествие апрель 2017

нагрянут гяурские консулы да шпионы, которые на каждом шагу будут подчеркивать свою власть и силу своих императоров. Так постепенно придет конец порядку и «прекрасной тишине» турецкой Боснии, которую и без того с каждым днем все труднее защищать и охранять

И ведь так оно и случилось, Австрия аннексировала страну в 1908 г, а чуть позже началась Первая Мировая война

А в 90-х началась еще более кровопролитная война, тут до сих пор мусульмане упрекают сербов в геноциде

Босния и Герцеговина - путешествие апрель 2017

По старому городу мы прогулялись в течение получаса, в крепость не пошли вовнутрь, я прямо спросила у билетерши - насколько она интереснее той, что в Яйце? Она покривила лицом - можете не идти... Люблю честных людей!

Это первый город в Боснии и Герцеговине, где я сказала фразу - Мне хотелось бы тут водить экскурсии. Настолько он пропитан духом тех событий, старинной архитектурой, традиционным боснийско-турецким укладом жизни. Тут хочется покапаться в душах людей, в их толковании великой истории

А еще в старинных городках, далеких от цивилизации столиц, я люблю разглядывать мелочи

Босния и Герцеговина - путешествие апрель 2017

Как старые машинки или этот ботинок на подоконнике

Старую обувную мастерскую, как будто из 19 века

Напомню, что это было 5 апреля, хоть сыро и прохладно, зато красиво! И процитирую конец книги Иво Андрича:

Вот уже третья неделя, как погода установилась. По заведенному обычаю, беги стали собираться на Софе у Лутвиной кофейни. Последняя пятница мая 1814 года. Все беги в сборе и ведут оживленный, серьезный разговор. Они знают о поражении Наполеона и его отречении... Один из бегов, видевшийся утром с людьми из Конака, сообщает, что все уже готово для отъезда французского консула с семьей; достоверно известно также о скором отъезде австрийского консула, который только из-за француза сидел в Травнике. Значит, можно свободно рассчитывать, что к осени в Травнике не останется ни консулов, ни консульств, ни всего того, что они с собой привезли и ввели.

Босния и Герцеговина - путешествие апрель 2017

Мы же двинулись на Сараево, из-за плохой погоды не заехали в монастырь Гуча Гора, но внешне он шикарен и тоже часто упоминается в книге. (на карте) Дорога на столицу нас порадовала, очень скоро начался автобан на Сараево и смешной город Какань :)

Заселились мы в отель недалеко от Башчаршии и пошли наслаждаться восточным колоритом и вкусняшками. О том, что посмотреть в Сараево напишу в следующий раз! А для тех, кто хочет арендовать авто в Черногории с целью путешествия по ней + Боснии, советую надежных друзей - рентакар rentacarfor.me

Сараево Башчаршия

Posts from This Journal by “Босния и Герцеговина” Tag

promo sasha0404 july 3, 2014 20:09 14
Показывать Черногорию мне в кайф, изучать страну и ее историю - мое хобби. Со мной вы побываете там, куда редко ступает нога туриста, я любитель "незамыленных" мест и природных красот. Послушаете истории о менталитете черногорцев, о распаде Югославии, чем живет страна сегодня и об…

( 10 comments — Leave a comment )
tanya_karenina
Apr. 14th, 2017 06:48 am (UTC)
Спасибо)) Прекрасный и познавательный репортаж)
Подача кофе с сигареткой - да, балканцы знают толк в жизни:))
sasha0404
Apr. 14th, 2017 08:04 pm (UTC)
я дома кофе ненавидела, а в ЧГ пришлось полюбить и начинать с него утро
tanya_karenina
Apr. 14th, 2017 08:11 pm (UTC)
Меня также моя балканская родня подсадила на завтрак кофе+ сигарета..
generationp
Apr. 14th, 2017 09:24 am (UTC)
Super, spasibo!
sasha0404
Apr. 14th, 2017 08:06 pm (UTC)
пожалуйста!
dsv1976
Apr. 14th, 2017 12:43 pm (UTC)
а у нас с Травником не сложилось, теперь я понимаю, почему...
во-первых, я перепутала Яйце с Травником в некоторых моментах: я почему-то решила, что в Яйце возле водопада непременно должен быть ресторан (именно этот травницкий - Плава вода)...мы приехали в Яйце жутко голодные, специально до него тянули, чтобы пообедать в месте с красивыми видами, ну, сама понимаешь, что облом случился))) в общем, мы как-то обиделись на Яйце (да еще и про мельницы не знали), побродили по пеклу и двинули в Травник, в котором планировали заночевать. Приехали...и как-то у нас, видимо, передоз мусульманством случился (а в тот раз это была первая такая относительно длительная поездка по БиГ, еще и жарища...да и как-то глаз ни за что не зацепился, и даже перспектива поесть самые вкусные босанские чевапи не остановила)...в общем, чот мы так устали от вида мечетей, и так нам назад в Сербию захотелось, что мы оттуда уехали внезапно))
Сейчас-то нас вообще это не напрягает, привыкли и внимания не обращаем, а тогда как-то даже душевный дискомфорт возник))...
ну, в общем, ладно...нужно будет повторить, уже осмысленно.
sasha0404
Apr. 14th, 2017 08:07 pm (UTC)
ох какая познавательная история для будущих путешественников
Vadim Efimov
Apr. 14th, 2017 07:50 pm (UTC)
Про чевапи я в целом согласен, но мне кажется что в Подгорице, в ресторане Код Волат, что около самой сахат кулы, вполне себе ничего они. Что характерно - считай что мусульманский квартальчик...
sasha0404
Apr. 15th, 2017 06:05 am (UTC)
Да, вы правы! Мне тоже у них нравятся чевапи. А еще люди рекомендуют в Баре всцкнтре в улочках скрыто заведение "Cevapi", только это блюдо по количеству 5,10,15 делают там
dab_serg
Sep. 22nd, 2017 10:10 pm (UTC)
Прям как в душу залезла....) Аккурат такие же воспоминания о Яйцах и Траве. Про чевапи, тоже считаю, что в траве они самые вкусные были и дождь в Боснии меня накрыл только там и никак больше нигде, прятался в куче самого Андрича)))
( 10 comments — Leave a comment )