?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Английский лорд Байрон оставил свой след в истории Прчани. Он прибыл в городок Боко-Которской бухты в 1812 г, путешествуя с другом по Европе. Здесь он познакомился с красоткой Маргарет, дочкой австрийского генерала Марка Флорио, с которой ему приписывают роман. Байрон поразился красоте этой части Балкан и произнес слова, которые стали рекламным слоганом Черногории: "В момент рождения нашей планеты самая прекрасная из встреч земли и моря произошла в Черногории. Когда сеялись жемчужины природы, на эту землю пришлась целая пригоршня."

С его проницательным описанием нельзя не согласиться! Кстати, дворец Марка Флорио до сих пор жив :)

Прчань в Черногории

Небольшой городок Прчань имеет некую романтичность и притягательность, несмотря на свою запущенность в 21 веке. Не удивительно, что тут витали флюиды и писались красивые строки! В наше время туристы обходят вниманием его, а зря... Обычно все смотрят Котор, Пераст, Херцег-Нови, а другую сторону залива пропускают. А ведь тут находится масса живописных мест и самый величественный католический храм в Черногории в стиле барокко.

Чем он уникален? Лестницей и размерами! Богослужения тут редки, двери часто закрыты, зато лестница становится отличным фоном для свадебных фотосессий.

Прчань в Черногории

Поселение Прчань (на карте) возникло примерно в 13 веке, называлось Перцано. Жили рыбаки и мореплаватели, как и во всей бухте.

Прчань старые фото

Прчань находится у подножия горы Врмац, по другую сторону от Котора и Доброты. Это местечко знаменито уникальным воздухом, обладающим лечебным эффектом. Он ионизирован, богат йодом, озоном. Здесь расположен медицинский центр «Врмац» времен Югославии. Посмотрите на старую фотку 1926 года и сколько отдыхающих. Это санаторий "Одмориште".

Прчань старые фото

Сейчас многие санатории и бывшие дворцы запущены, хотя есть частные виллы с отличными апартаментами. Поселок оживает только летом, а зимой тут живет не более 1200 людей.

Прчань в Черногории

И тот же вид на старой фотке. Вдалеке возвышаетя храм Богородицы, о нем расскажу ниже.

Прчань старые фото

Этому домику не помешала бы реконструкция.

Прчань в Черногории

И этому тоже

Прчань в Черногории Прчань в Черногории

Теперь тут живет плющ, а не люди

Прчань в Черногории

Пока гуляла по набережной, а она там длинная, встретила пару объектов на реконструкции

Прчань в Черногории

Пока по Адриатике плавали пираты, храбрые моряки из Прчаня в 17 веке создали почтовую службу между Стамбулом и Венецией. Указ от 1625 года освободил жителей от любых других повинностей, кроме почтовых. В местном порту почта, прибывшая по суше из Стамбула, перекладывалась на специальные корабли и отправлялась в Венецию.

Прчань в Черногории

Конечно, моряки ходили и в торговые плавания. Главными товарами были черногорские и греческие сыры, свечи, соленые сардины и оливковое масло. Отмена торговых пошлин благоволила экономическому росту и увеличению размеров местного флота. К концу 18 века в порту Прчани находилось более тридцати крупных кораблей.

Прчань в Черногории

Парусные корабли в 21 веке заменили современные яхты

Прчань в Черногории

Далее мой взгляд остановился на дворце "Три сестры", возведенном в 15 или 16 веке. В те времена это была летняя дача знатной семьи Буча. Считается, что это самое старое здание в Прчани. Выполнен дом из трех идентичных частей в стиле готики. Здесь семейство Буча жило изредка летом, так как имело дома в Которе, Тивате и др. городах.

Прчань в Черногории

Есть легенда об этом доме и трех сестрах:
Каждая жила в отдельном блоке, окна выходили на живописную бухту. В один день приплыл в Прчань красавчик капитан, в которого сестрички влюбились. Он пообещал одной из них любовь до гроба, другие же стали завидовать. Но скоро моряк скрылся из залива и больше не появлялся. А они в надежде выглядывали долгие годы любимого жениха, каждая из своего окна. Когда старшая умерла, ее окно замуровали, потом не стало средней - младшая и ее окно за ненадобностью замуровала. А вот за третьей замуровывать было не кому. На моей фотке видно, что есть ставни в двух окнах, а по ссылке посмотрите на более давний вид дома. Оказывается, в 2003 году у дворца "Три сестры" появился новый владелец. Есть даже стишок на сербском языке об этом доме:

Za mornarom da ne znade – čežnjom staze utabane
S tri prozora na tri kuće – zidom bolno naslonjene...
Život proš’o, ali osta – na prozore čudno znana,
Vjekovima v’jek vjekujuć, u zid nada zazidana.


Взглянем на другие здания в городке

Прчань в Черногории

Мое внимание приковывают двери в нем. Заразила этой любовью anchous87

Прчань в Черногории Прчань в Черногории

Современных зданий в Прачне мало, большинство осталось с Венецианской эпохи правления.

Прчань в Черногории Прчань в Черногории

Маленькая католическая церковь. Была закрыта.

Прчань в Черногории

И еще порция дверей :))

Прчань в Черногории Прчань в Черногории

Думается мне, что еще сотню-две лет они не выдержат...

Прчань в ЧерногорииПрчань в Черногории

Больше всего город прославился  мореплавателем Иво Визиным, который 6-м по счету в мире совершил кругосветное путешествие. Морскому делу он научился в родной Прчани, где была навигационная школа. Он хотел стать богатым и знаменитым, чего со временем добился. В 1844 г он заработал много денег и заказал построить ему корабль. Это был 30-метровый парусник "Сплендидо", на нем он прошел по разным морям и океанам через весь мир в течение 7 лет. Кабина на корабле была всего одна для Иво, а 11 членов экипажа размещались под палубой, где было мало воздуха, света и протекала вода.

Прчань старые фото

pervyj_chernogorskij_plavatel_vokrug_sveta4.jpgВышел Визин в 1852 году из бельгийского порта Антверпен, прошел Валпараисо, Сан Франциско, Гонолулу, Дальний Восток, Сингапур, Гонконг, Шанхай, Мыс Доброй Надежды, английский порт Плимут и завершил кругосветку в 1859 году в итальянском Триесте, где его ждал весь город. Житель Пераста в честь великого события получил звание почетного гражданина Триеста

Сейчас названием корабля назван один из отелей в Прчани. По возвращению домой, австрийский император наградил Визина почетным морским штандартом «Merito Navali» и рыцарским крестом. Напомню, что почти весь 19 век Боко-Которская бухта, как и Адриатическое побережье, принадлежали Австро-Венгрии до Первой Мировой войны.


Прчань в Черногории

Почитала местные новости, вывод - сегодня Прчань вымирает... В основной школе "Иво Визин" уменьшается количество учеников. 25 лет назад в ней училось 180 детей, сейчас - 98. В первом классе всего 10 учеников. В детский садик Прчаня находится 48 малышей.

Есть много людей живущих нелегально в заброшенных зданиях и пансионах. Кто-то строил дома, а потом уехал из Черногории, находились сразу новые жильцы. И суды не помогают выселить некоторых... Кто-то после землетрясения 1979 года заселился временно куда-то, до сих пор там живут.

Прчань в Черногории

Но вам все эти вещи может и не интересны... Расскажу лучше о главной достопримечательности Прчаня - храме Пресвятой Богородицы. Он настолько величественный, что вы обязательно ахнете!

Прчань в Черногории Прчань в Черногории

Это он же в 70-х годах при Югославии

Прчань старые фото

Перед ним имеется еще одна католическая церковь Святого Николая с францисканским монастырем 18 века. Его монахи построили начальную школу, организовали мореходное училище, открыли аптеку, собрали богатейшую библиотеку из 4000 томов книг, ценную коллекцию из картин и текстиля. Купол храма Богородицы виднеется сразу за ней.

Прчань в Черногории

Заложен храм в 1789 г еще при Венецианской Республике, строить начал архитектор Bernardino Maccarucci, но закончили лишь в 1909 г, когда в бухте правила была Австро-Венгрия. Вот такие парадоксы. Долгие 120 лет строили самый красивый и один из крупнейших католических храмов на побережье Адриатики. Вопрос - ЗАЧЕМ? Ведь напротив в Которе находится собор Святого Трифона большой вместимости, а г. Прчань всегда был малонаселенным, да и церквей хватало.

Прчань в Черногории

Поговаривают, что не обошлось без мальтийского рыцарского ордена, который в Боко-Которском заливе спрятал все свои сокровища после нападения Наполеона на Мальту. Но это лишь легенды, истина мне не известна... Кстати, что это за крест рядом с храмом?

Прчань в Черногории

Судовладельцы из Прчаня обязаны были половину своих доходов отдавать на строительство храма, Иво Визин спонсировал тоже. Также мореплаватели должны были бесплатно привозить ценный белый камень из хорватского острова Корчула.

Прчань в Черногории Прчань в Черногории

Лестница была уже достроена позже, освящен католический храм Богородицы в 1913 году. Недавно в нем праздновали столетие этого события, на нем присутствовали мэр Котора, министры и даже президент Черногории Филипп Вуянович. Я была тут 8 марта днем, двери были закрыты. А мои знакомые утром случайно попали на венчание католической пары из Арабских Эмиратов. Посмотреть на внутреннее убранство храма можно тут.

Прчань в Черногории

Эту лестницу достроили лишь в 1913 году, витражные стекла заказали в Инсбруке в 1917 году. Почему же так долго строился храм? Одной из причин было падение экономического развития города. Другой - смена власти в бухте. А изначально планировалось возвести его за 13 лет. Изобретение парового двигателя привело к появлению в Европе современных кораблей, они вытеснили парусники Боко-Которской бухты в конце 19 века. Поэтому торговля у бокельцев в Средиземноморье встала...

Прчань в Черногории

У храма стоят бюсты метрополита Петра Негоша, капитана Иво Визина, архиепископа Андрии Змаевича и др.

Прчань в Черногории

На фасаде есть несколько старинных чертежей.

Прчань в Черногории

О чем они - мне не известно

Прчань в Черногории

Завершили постройку лишь на пожертвования австро-венгров через 120 лет. Кстати, до его воздвижения главной была другая церковь, она сейчас находится на горе в разрушенном состоянии. Но ее алтарь и другие ценные объекты были перенесены в этот храм. Фото смотрите тут.

Прчань в Черногории

Также забавные барельефы виднеются на округлой каменной стене вокруг храма

Прчань в Черногории

Прчань в Черногории

И напоследок взглянула я на этот щит напротив храма с объявлениями "смртницами", кто умер и когда похороны. Голубая окантовка означает католика, черная - православного, зеленая - мусульманина. Вывод простой - никому не нужно столько католических церквей в Прчане в 21 веке... Поэтому Богородицин храм чаще закрыт, чем открыт.

Прчань в Черногории


Как видите, Прчань, который обычно обходят вниманием, имеет яркую историю и интересные объекты.

Прчань в Черногории

П.С.
Кто сомневается, что Байрон говорил те слова именно о Черногории, ведь Бока-Которская бухта ранее ей не принадлежала, напомню, что на короткий срок в 1813 г они объединились. Черногорский владыка Петр I Негош овладел всей Бокой Которской. В Доброте было принято решение о присоединении побережья к Черногории в составе «Временной области двух объединенных автономий Черногории и Боки Которской». Но Российский император Александр I не стал принимать Черногорию под покровительство, и просил черногорцев оставить бухту, перешедшую к Австрии по решению Венского конгресса. 1 мая 1814 года черногорцы покинули Котор, лишившись с таким трудом завоеванного выхода к морю на целое столетие. Так что лорд Байрон случайно попал  в вихрь великих событий этого края.

promo sasha0404 июль 3, 2014 20:09 14
Buy for 50 tokens
Вы ищите индивидуальные экскурсии по Черногории? Со мной вы увидите страну в комфортном режиме на авто, а не "галопом", как на автобусе. Я отвезу вас туда, где чувствуется дух старины и настоящей Черногории Чаще я вожу экскурсии из Будвы, но могу вас забрать в Которе, Тивате, Петровце,…

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
lazicka
Apr. 1st, 2015 08:14 am (UTC)
Всегда в этом месте отдыхали! Прчань прекрасен, ящетаю :-)
sasha0404
Apr. 1st, 2015 08:50 am (UTC)
про пляжи не знаю, но городок милый
lazicka
Apr. 1st, 2015 11:13 am (UTC)
Так пляжей там и нет, как таковых! Зато виды с террасы сказочные )))
roman_yhnovec
Apr. 1st, 2015 08:33 am (UTC)
Очень круто. Спасибо!
sasha0404
Apr. 1st, 2015 08:50 am (UTC)
не за что! заходите в гости еще :)
voljena
Apr. 1st, 2015 09:14 am (UTC)
Увлекательнейшая Экскурсия! Спасибо!
sasha0404
Apr. 1st, 2015 09:20 am (UTC)
если б была не на каблуках в тот день, еще б в горы полезла и другие церкви и домишки нашла :)))
liubovmilich
Apr. 1st, 2015 11:40 am (UTC)
зато на фото красиво. на каблучках,)

Крест около собора - коптский.
и откуда он там... он мог какое-то время увенчивать купол (?)

sasha0404
Apr. 1st, 2015 11:44 am (UTC)
коптский? ого!
этот храм - сплошная загадка
igor_piterskiy
Apr. 1st, 2015 10:19 am (UTC)
Отдыхал там в 2008-м году. Вроде мало что изменилось. Очень неплохое место.
vitokro
Apr. 1st, 2015 12:06 pm (UTC)

После того как бухта отошла австрии, кто там продолжал жить? Черногорцы?

sasha0404
Apr. 1st, 2015 12:14 pm (UTC)
там всегда жили бокельцы, так они себя называли и называют по сей день... Что означает люди из Боки (бухты). Они также говорили на сербском языке, обычные южные славяне. Но над ними вечно кто-то стоял сверху, То Венеция, то Сербия, то Австрия и т.д.
В начале 19 века там постоянно менялась власть, т.к. пришел Наполеон, и тут бокельцы впервые подружились с черногорцами. Они вытуривали французов из бухты вместе с русскими под командованием Дмитрия Синявина. На 1806-1807 эта территория стала подчинена Росийсской империи :) Развивался Андреевский флаг в Которе и Херцег-Нови. Потом в бухте снова появились французы, потом черногорцы, потом австрийцы.
Короче, с 1805 по 1814 года тут был полный хаос :)))
liubovmilich
Apr. 1st, 2015 01:34 pm (UTC)

а что значит "Прчань"?
...что-то сама не нахожу историю названия.
dsv1976
Apr. 1st, 2015 12:36 pm (UTC)
Храм великолепен!
По самому городку прогуляться, так понимаю, времени немного надо?
sasha0404
Apr. 1st, 2015 12:39 pm (UTC)
там ооочень длинная набережная
мы поставили в начале машину, и туда-сюда с храмом ушло час или полтора
alliry
Apr. 1st, 2015 06:37 pm (UTC)
Не знаю, как там дела с сокрытыми сокровищами обстояли, но этот храм Пресвятой Богородицы очень похож на храмы Мальты, а лестница, к нему ведущая - на ступеньки то ли в Сенглее, то ли в Коспикуа (вечно их путаю).
sasha0404
Apr. 1st, 2015 06:55 pm (UTC)
так в том то и "соль", что заказчик храма не известен до сих пор и есть лишь слухи, что это мальтийский орден стал его строить
alliry
Apr. 1st, 2015 06:56 pm (UTC)
Стиль, по крайней мере, один и тот же. Прям таинственный какой-то храм оказался.
lu_lu_arina
Apr. 2nd, 2015 09:34 am (UTC)
Очень интересный пост, спасибо! Особенно про храм! Подруга прислала свое фото на фоне этого храма, я поразилась масштабам и красоте, но совсем не знала его историю. Очень занимательно) даже в таком маленьком городке как Прчань есть исторические загадки оказывается)
Dmitriy Shalaev
Apr. 4th, 2015 05:22 pm (UTC)
... завершил кругосветку в 1859 году в итальянском Триесте (с)

случайно заметил.
Триест был не итальянским.
Триест, как и "Сплендидо" капитана Визина, был австро-венгерским (А-В).
именно поэтому этот порт и был выбран для окончания путешествия.
Сплендидо стал первым НЕвоенным А-В судном, обогнувшим шарик.
по стечению обстоятельств, всего несколькими днями ранее, свою кругосветку закончил А-В военный фрегат Новаро.
если бы Визин не заходил в Плимут (испугавшись войны), он стал бы самым-самым первым А-В кругосветным капитаном.
sasha0404
Apr. 4th, 2015 09:51 pm (UTC)
я не воспринимаю Триест, как австро-венгерский, это как Белград был бы турецкий для меня :)
да и зачем читателям столько подробностей? я ж не Википедию веду или историческую книгу пишу. Мой блог - это легкое познавательное чтиво :))
Dmitriy Shalaev
Apr. 5th, 2015 07:33 am (UTC)
а Визин не воспринимал Триест как итальянский ;-)
sasha0404
Apr. 5th, 2015 08:16 am (UTC)
90% людей понятия не имеют, кто и в каком веке каким куском земли владел в Европе. Так все быстро и часто менялось... мне проще написать итальянский, чтобы люди представили карту мира или глобус в голове и поняли, куда это он доплыл. А то, что он под властью А-В был это уже совсем другая история, как и с Байроном, пусть лезут в Википедию и разбираются :)
Dmitriy Shalaev
Apr. 5th, 2015 08:50 am (UTC)
вот куда бы я не стал посылать, так это во вракипедию ;-)

кстати о Байроне и генеральской дочке ;-)
а вот не было в 1812 году в Прчани австрийского генерала по имени Марк Флорио! :-)
т.ч. историйка с лордом легко начинает рассыпаться ;-)

Marko Eugen Florio родился и жил позднее: 1820-1906
и генералом он не был, а был адмиралом, что есть две большие разницы ;-)

собственно об этом я тебе и писал в ФБ.
стократно повторяющиеся штампы почти всегда ошибочны.
nola_selesta
Jan. 4th, 2017 11:02 am (UTC)
С удовольствием погуляла там в октябре, хоть и погода подвела.
А вот в гору залезть не нашлось сил, о чем теперь пожалела....
Вообще есть мечта - прогуляться по тропе на самом верху хребта и спуститься к Прчаню через церковь на горе....
nola_selesta
Jan. 4th, 2017 11:03 am (UTC)
А вообще - количество церквей и часовенок удивляет. Большинство брошено за ненадобностью. Строили строили, стоит пустая....
( 26 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com