?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Есть у меня в Черногории боевая подруга Катя. Про нее смело можно сказать - коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт. И когда дело касается бюрократических процедур в Черногории и хождения по инстанциям, она всегда побеждает эту "машину". В конце марта Катерина получила ПМЖ в Черногории, здесь мы его называем - стальный боравок. Выглядит пластиковая карточка как и годовой боравок (ВНЖ), только фразы другие написаны и срок действия не 1 год, а уже 5 лет. То есть он не такой уж и постоянный, а пятилетний. Потом можно подавать на 10-летний и  даже на гражданство, вопрос только - дадут ли тут гражданство иностранцу... То, что Катерине удалось сделать - это редкость, так как законы в Черногории постоянно усложняются,  властями применяются разные хитрости и следовать всему четко по правилам тяжело. Поэтому решила у Кати спросить для будущих эмигрантов, как же ей все удалось. Разбавлю текст свежими фотками весенней Черногории.

Черногория фото 2016

Верила ли ты, что получишь стальный боравок? Ты же знаешь, что его мало кто получает
- Да, с первого дня была уверена на 100%.

А если бы они не давали тебе его год, два, тянули время, как обычно бывает, ты пошла бы судиться?
- Я взяла бы адвоката.


Объясни будущим эмигрантам, что дает тебе стальный боравок (ПМЖ) в Черногории? Я вижу только одно преимущество - не собирать каждый год бумажки… Что еще?
- Можно оформить на себя автомобиль, это большой плюс.

А какая разница, вот сейчас машина оформлена у тебя на фирму?
- При продаже моей машины я должна положить деньги на счет фирмы, и не могу их так просто снять. Плюс бумажки лишние

Черногория фото 2016

Ты можешь не платить теперь ежемесячные налоги?
- Нет, я буду платить. Ведь я захочу через 5 лет снова продлевать стальный боравок (будет 10-летним следующий), поэтому налоги нужно платить. Конечно, если не захочу тут больше жить, могу и не платить налоги, а карточка на 5-летний ПМЖ все равно у меня останется.

Хорошо, какой еще плюс есть?
- Упрощение получения шенгенской визы. Меньше бумаг собирать.

Черногория фото 2016

Но избирать на местных выборах ты не можешь?
- Да, права голоса нет.

А ты хотела бы влиять на политическую ситуацию в стране?
- Я не думаю, что выборы в Черногории что-то решают.

Черногория фото 2016

Как ты думаешь, гражданство Черногории ты когда-нибудь получишь?
- Я не знаю.. Слышала о таких людях, но явно они за деньги получали, но у  Черногории нет двойного гражданства. А зачем мне черногорское, когда российское лучше? Кроме как ездить в Европу без визы, не вижу плюсов их гражданства?

Тебе не жалко платить уже 6-й год налоги чужому государству, понимая, что навряд ли будешь получать их пенсию?
- Дело не в пенсии даже, а в медицинской страховке. А я ею неоднократно пользовалась. И моей семье наличие медстраховки помогало (часть налогов идет на ее покрытие). Иначе я увидела б большие счета… Поэтому мне не жалко отдавать налоги Черногории, к тому же мы сейчас оформлены на ¼ минимальной зарплаты, а это не большие деньги (35 евро в месяц).

Черногория фото 2016

Есть ли разница -  у тебя своя фирма или ты наемный работник. К примеру, у меня шансов меньше получить стальный боравок, чем у тебя, поскольку я устроена у тебя на фирме как работник, а ты в ней директор?
- К директорам более лояльно относятся. Могут не прерывать годовые ВНЖ, как сейчас делают между 3 и 4 боравками.

А теперь давай разберем по пунктам, Что нужно делать, чтоб получить ПМЖ в Черногории?
-
1. Обязательно нужно платить ежемесячно налоги.
- 2. Думаю, знание местного языка играет роль. Когда ты приходишь в МУП сдавать документы, если ты не можешь связать двух слов, то постоянно отправляют доделывать какие-то документы. Хотя эти иностранцы могут жить тут давно, но неумение объясниться с черногорцами, доказать свою правоту или выяснить, чего от них хотят - играет большую роль
- 3. Вовремя сдавать документы, чтобы не было прерываний. Их надо сдавать за 30 дней до окончания прошлого боравка. Чтобы был запас времени, если вдруг по новым требованиям нужна новая бумажка.
- 4. Не ругаться в МУПе. Я постоянный гость там, часто вижу скандалы, как на повышенных тонах разговаривают, а в Черногории так дела не делаются. Нужно “полако”, с улыбкой.

Черногория фото 2016

Как думаешь, почему не дают ПМЖ владельцам недвижимости. Годовые ВНЖ давать по этому основанию начали, но без права на медстраховку (т.к. не платятся налоги) и без права на стальный боравок.


- Иностранец может продать недвижимость. Плюс нет взаимосвязанной базы, в МУПе не будут в курсе, чтобы ты уже не владелец жилья.

Но ты ведь тоже можешь закрыть фирму или уволиться, не платить больше налоги. Зачем они тебе, иностранному работнику, дают 5-летний боравок, а покупателю недвижимости, который вкладывает немало денег, нет… И он тоже платит ежегодно налоги за нее. Странно как-то.

Черногория фото 2016

Если русская девушка вышла замуж за черногорца, рожает от него детей, помогает ей этот факт получить ПМЖ в Черногории?

- Смотря за какого черногорца… Влиятельного или нет, со связями в МУПе или нет (смеемся). Я видела нашу девушку при подаче документов, она замужем за черногорцем. Ей отказали в продлении с 3 на 4 год, сказали выезжать заграницу и прерывать, потом снова подавать с нуля документы. А в другой день  я видела как черногорец за свою жену сдавал документы,  и все было прекрасно.

Какой срок рассмотрения документов на ПМЖ?
- От полугода. По закону ты должен прожить тут полных 5 лет, имея непрерывных 5 боравков по одному и тому же основанию (воссоединение семьи, по одной и той же работе). И когда я подавала на 6-й боравок документы, только тогда было  5 лет проживания, потому что в те года уменьшали срок действия ВНЖ. В итоге 3 месяца разницы получилось. А сейчас дают день в день, сроки не уменьшают. Когда 5-й закончится, даже подав на стальный, ты будешь ждать полгода, и то не факт, что он будет вовремя готов.

Черногория фото 2016

Я знаю людей, кто по полтора-два года ждет решения, почему им не дают, а тебе дали стальный?

- Зависит от того, когда они сдали документы. Если до 1 апреля 2015 года, когда вышел новый закон об иностранцах, то документы могут быть потеряны, у них может не было раньше общей базы, все заносилось вручную. Каждый раз наш общий знакомый приезжает в Подгорицу и ему говорят, что той или другой бумажки нет, а ждет он решения уже давно. А после 1 апреля 2015 они ввели общую базу, и все четко работает. Я приехала в Подгорицу, она просканировала листик ожидания, сразу нашла документы на столе. И на следующей неделе в Будве я получила карточку.

То есть ты вовремя получила?
- Да. Но думала, что придется ругаться с ними. Я была в шоке, что вовремя и без разборок дали.

На этом наше общение за чашечкой кофе и пироженком у моря подошло к концу. Катя - обычно скрытный человек, поэтому выражаю благодарность за откровенность. Ну а кому интересно, чем она занимается в Черногории, то это не секрет. Она поможет вам организовать отдых в Черногории - http://mnetravel.ru/





Замечу от себя, что в последние пару лет в черногорских МУПах пытаются сделать прерывание после 3-го боравка, чтобы мы не претендовали массово на ПМЖ, якобы есть указ сверху из Подгорицы. Конечно, все это можно обойти стороной, если найдете связи или заплатите кому-то... Но надо понимать и свои права, закона о прерывании нет. Как и выдуманные квоты на рабочие места для иностранцев тоже обходятся стороной, никто в Подгорицу не звонит начальству и не спрашивает "Ой,а можно я сербскому куму Васе дам годовой, а не сезонный боравок, а то квоты закончились?" И так далее... Все это тоже "филькина грамота". Надо понимать, что Черногория - это Балканы, тут все решаемо, имея своих людей в нужных инстанция, это не Евросоюз с строго действующими законами.

Черногория фото 2016

Это молодая страна, в которой законодательство только формируется и постоянно изменяется, поэтому говорить о завтрашнем дне нам, эмигрантам, тяжело. Я имею ввиду о пенсии, о гражданстве и наших правах. Как я говорила ранее, так и повторю сейчас, имея 5-летний опыт проживания здесь - Черногория хороша для отдыха и наслаждения природой, экологией, морем. Она хороша, если у тебя есть деньги, чтобы их с удовольствием тратить :))) И она не подходит для заработка больших денег или переезда ради смены гражданства в стабильную страну. Это не про нее...

Черногория фото 2016

Подписывайтесь на меня в соцсетях
facebook.png   vkontakte.png   Instagram_Icon_Large.png   youtube.png
И делитесь статьей со своими друзьями, нажав кнопочку


Featured Posts from This Journal

promo sasha0404 july 3, 2014 20:09 14
Buy for 50 tokens
Вы ищите индивидуальные экскурсии по Черногории? Со мной вы увидите страну в комфортном режиме на авто, а не "галопом", как на автобусе. Я отвезу вас туда, где чувствуется дух старины и настоящей Черногории Чаще я вожу экскурсии из Будвы, но могу вас забрать в Которе, Тивате, Петровце,…

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
Evgen Lisovoy
May. 12th, 2016 11:17 am (UTC)
Да, со стабильностью в Черногории большие проблемы.
ebelyaev
May. 12th, 2016 11:45 am (UTC)
Мутновато как-то с правилами. Я недавно прошел туже процедуру у себя в Финляндии. Тут три стадии. Сначала получаешь временное разрешение на пребывание, тип Б. Выдавался на основании приглашения на работу. Потом максимум через 2 года (у меня через 7 месяцев) получаешь тип А. Разницу между А и Б я не особо уловил. Продление А тоже напрямую привязано к дате окончания текущего контракта, и нужно показывать еще всякие выписки из банков, налоговые карты и тд. После четырех лет разрешению А, можно подать на тип Р (ПМЖ), который уже на пять лет выдается. Но на пять лет выдается карточка, её можно продлить еще на пять лет как закончится, но уже не нужно нести контракты и выписки. Голосовать на муниципальных выборах можно, хотя я не голосую. И все анкеты на Б, А, и Р можно заполнять и подавать на финском, шведском или английском языках. Время выдачи разрешения на ПМЖ с момента заявки вроде не больше 3-х месяцев, у меня это заняло 2.5 месяца.
xatkaru
May. 12th, 2016 01:31 pm (UTC)
В Финляндии тоже не все так однозначно. Кому-то, например, сразу тип А выдают: сначала - на год, потом - на четыре. А там уже можно и на Р подавать, который реально постоянный (только карточка 5 лет действует, как и большинство других финских документов).
И заявку на Р рассматривают неопределенное время: кому-то за неделю дают, кому-то - через три месяца. Мне делали чуть меньше месяца.

Разница между типами В и А в том, что с типом В сложнее получать помощь от KELA и Sossu.
ebelyaev
May. 12th, 2016 01:45 pm (UTC)
Конечно, нет рая на земле. Но в Финляндии понятны максимальные сроки: максимум через два года по B дают А, потом через четыре по А дают ПМЖ, и сама процедура рассмотрения обычно не больше 3-х месяцев. У меня были знакомые, у которых рассматривали дольше, но это были нестандартные случаи, вроде переезда в другую страну ЕС. Ну и конечно, знания финского/шведского никто не требует, что сильно облегчает саму процедуру заполнения. Вот мне что не понятно, так это как сохранить ПМЖ при переезде в другую страну, особенно в другую страну ЕС.

xatkaru
May. 12th, 2016 01:52 pm (UTC)
Насколько я знаю, в Финляндии можно получить ВНЖ, действительный на все страны ЕС, кроме Великобритании (см. EU-oleskelulupa на migri.fi). Но это достаточно муторно. Еще можно Голубую Карту (ГК) получить, проработать по ней 18 месяцев непрерывно, и получить право работать в других странах ЕС. Опять-таки, в Финке ГК получить намного сложнее, чем в той же Германии, откуда у этого ВНЖ ноги растут.

Ну и не следует забывать, что при перемещении внутри Шенгена зачастую паспорт не смотрят, поэтому если остался физический адрес в Финке, то они не сразу поймут, что человек уехал. Иметь ВНЖ в двух странах ЕС одновременно никакими правилами не запрещается, у меня есть несколько таких знакомых
uncle_zz
May. 12th, 2016 06:59 pm (UTC)
Полезная информация, спасибо сладкоежки! :) Кстати, сегодня сообщили что Черногория увеличила срок безвизового пребывания граждан России на своей территории страны с 30 до 90 дней.
sasha0404
May. 12th, 2016 07:08 pm (UTC)
это хорошо для туристов, но не ясно, как быть эмигрантам, живущим тут как туристы годами благодаря штампам раз в 30 дней
jacimovic
May. 12th, 2016 08:29 pm (UTC)
Про прерывание как раз есть в законе. Там четко написано, что дозвола за боравак и рад выдается сроком до 1 года и может быть продлена дважды. Ну и с мед.страхованием теперь не все гладко, знаешь уже наверное.
sasha0404
May. 12th, 2016 08:39 pm (UTC)
ооо, спасибо за поправку
но это ж они сами себе противоречат
как же тогда на стальный подать, если через 3 года прерывают...

медстраховку теперь не делают кто по воссоединению семьи идет?
jacimovic
May. 12th, 2016 08:44 pm (UTC)
Ну как подать - по трудовому боравку никак, получается :(( Директорам вон тоже прерывать стали...
Про медстраховку сначала отменили только тем, кто по воссоединению, а сейчас уже не продлевают и остальным, особенно кто боравак прервал. Одно время действовал принцип "если книжица есть, то ее продлеваем", но и он теперь работает через раз. Там вообще суть закона в том, что нельзя одновременно иметь обязательное мед.страхование в своей стране и в Черногории. И что типа чтобы получить его в ЧГ, нужно отказаться от мед.страхования в своей стране. При этом в России, например, невозможно отказаться от ОБЯЗАТЕЛЬНОГО мед.страхования...
sasha0404
May. 13th, 2016 05:55 am (UTC)
а у меня нет мед.страхования в Украине
так как мне то доказать им?
но и в ЧГ они мне продлили недавно книжку, так что я пока спокойна
jacimovic
May. 13th, 2016 07:00 am (UTC)
Я думаю, они и сами пока не знают, как это можно доказать :((
(Anonymous)
Feb. 18th, 2017 10:19 am (UTC)
Добрый день. В последнее время, все чаще и чаще из разных источников появляется информация, что черногорскме власти умышленно делают все, чтобы не выдавать иностранным гражданам документы на пмж.
Черногория достаточно бедная страна, даже в некоторых странах евросоюза действует программа "золотая виза", приобретерие пмж за инвестиции. Почему власти страны этого не делают, как Вы думаете? )) А то, что масса граждан, выходцев из бывшего СНГ скупили недвижимость в Черногории и пребывают в стране имея годовой внж, без перспективы получения пмж, плачевно закончится для всех этих владельцев.., ровно в тот момент, когда Черногорию примут в состав Евросоюза. Ну явно отрабатываеся сценарий соседней Хорватии.
sasha0404
Feb. 18th, 2017 10:31 am (UTC)
я не думаю, что вступление в ЕС (а случится ли оно?) как-то повлияет на недвижку иностранцев, нет никакой зависимости... разве что визы придется делать "дачникам"

почему не дают ПМЖ и прерывают после 3-го года и ослу понятно - в стране 625 тыс населения, из которых вычтите несовершенолетних и тех, кто сваливает в Европу на заработки. А теперь раздай всем иностранцам гражданство тут (а сербов и боснийцев живет намного больше, чем русских), за кого они будут голосовать на выборах? не приведет ли эта разношерстная публика с разными полит. взглядами, языковыми и религиозными пристрастиями в стране к очередным конфликтам?

Не нам с вами решать кому давать ПМЖ и паспорт, а кому нет... Это не Европа, это маленькая дикая страна ,недавно обревшая независимость. У нее законодательство ежегодно меняется, тут нет стабильности, нафига вам ее документы? Мне вот со своим неплохо живется

( 14 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com